Филиал МБОУ Сосновской СОШ №2 в с.Вирятино

добро пожаловать на наш сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Рабочая программа по окружающему миру (3 класс)

E-mail Печать PDF

Пояснительная записка

Окружающий мир.

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Программа адресована обучающимся  третьих классов общеобразовательных школ.

 Рабочая программа составлена  на основе примерной программы по окружающему миру, авторской программы А. А. Плешакова в соответствии с общими целями изучения курса окружающего мира, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.

Программа направлена на реализацию  цели – формирование представлений о природе, человеке, обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

·        формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, региону, в  котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;

·        осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;

·        формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Специфика  программы

      Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди­няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

      Знакомство с началами естественных и социально-гума­нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде­лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар­монии с интересами природы и общества, тем самым обе­спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте­ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен­ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив­ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра­зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз­вития личности.

      Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на­уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа­ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ­ных оценивать своё место в окружающем мире и участво­вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

      Значение курса состоит также в том, что в ходе его из­учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож­ностями для формирования у младших школьников фунда­мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на­блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по­ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель­ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента­ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

      Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред­мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате­матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра­ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже­нию окружающего мира.

Основные содержательные линии курса

  • «Как устроен мир»
  • «Эта удивительная природа»
  • «Мы и наше здоровье»
  • ПДД
  • «Наша безопасность»
  • «Чему учит экономика»
  • «Путешествие по городам и странам»

Структура программы

«Как устроен мир». ( 7ч )

Природа. Ее разнообразие. Человек – разумное существо Общество. Его значение в жизни человека и природы. Мир глазами эколога. Природа в опасности.

 «Эта удивительная природа» ( 20 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Их использование и значение. Воздух, его значение и  охрана. Вода, ее свойства и значение. Превращение и круговорот воды. Берегите воду! Охрана воды. Что такое почва. Ее свойства и значение. Разнообразие растительного мира. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Красная книга. Разнообразие животных. Кто что ест. Размножение и развитие животных. Охрана животного мира. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.  

«Мы и наше здоровье» (10 ч) Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.  

ПДД (4 ч).

Знакомство с правилами дорожного движения.

 Правила дорожного движения – закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил. Чтобы путь был счастливым.  Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле.   Дорожные знаки. Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение. Перекрёстки и их виды.

 

«Наша безопасность» ( 4 ч) Огонь, вода и газ. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность. Экскурсия: загрязнение воды человеком. Экскурсия: дорожные знаки вокруг школы.

«Чему учит экономика» (12 ч)

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

«Путешествие по городам и странам» (13 ч)

Золотое кольцо России. Наши ближние соседи. На севере Европы. Что такое БЕНИЛЮКС? В центре  Европы: Германия, Австрия, Швейцария. Путешествие по Франции и Великобритании. На юге Европы: Греция, Италия.

 Требования к результатам

Личностные.   

У учащихся будут сформированы                                                                                                                                                                  

·        ориентация на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о системах органов человека, гигиене систем органов, правилах поведения в опасных ситуациях (в квартире, доме, на улице, в окружающей местности, в природе, на дороге), правил экологической безопасности в повседневной жизни;

·        понимание необходимости бережного отношения к природе;

·        целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение взаимосвязей в окружающем мире, в том числе в природе, между природой и человеком, между разными странами и народами;

Предметные.

Учащиеся должны знать:

·        что такое тела, вещества, частицы;

·        компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства;

·        компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

·        группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как основная часть сельского хозяйства; группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;

·        некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы (между растениями и  животными, между различными животными );

·        взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

·        строение тела человека, его важнейшие органы и их функции;

·        основы личной гигиены;

·        понимать и соблюдать правила дорожного движения.

Метапредметные.

·        различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных;

·        устно описывать объекты природы;

·        объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

·        подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;

·        измерять температуру воздуха с помощью термометра;

·        проводить самостоятельные наблюдения в природе;

·        выполнять простейшие опыты;

·        оперировать с моделями, указанными в программе;

·        изготавливать кормушки 2-3 конструкций для птиц, развешивать кормушки,

·        подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;

·        выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

·        в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

·         выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

 Формы организации учебного процесса

      Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.

Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами приро­ды. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.

Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучае­мых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или руковод­ствуясь техникой безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с не­доступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе. Проектная деятельность 6 (ч)

Итоговый контроль

Вид контроля:  текущий, тематический, фронтальный, индивидуальный, групповой

Объем и сроки изучения

На изучение окружающего мира отво­дится 2 часа в неделю, всего - 70 часов:

 I четверть - 17 ч.

 IIчетверть -  15 ч

IIIчетверть -  20 ч

             IVчетверть - 18 ч

Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

«Как устроен мир» (7 ч)

Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, грибы, бактерии, животные). Ценность природы для людей. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. ПДД. Правила дорожного движения для водителей и пешеходов. Человек как член общества. Человечество. Семья  как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий  голубь - примеры животных исчезнувших  по вине человека .Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые территории.

Природа. Ее разнообразие. Человек – разумное существо. ПДД. Правила дорожного движения – закон для водителей и пешеходов. Примеры о последствиях нарушений ПДД. Какой вред приносят нарушители правил. Общество. Его значение в жизни человека и природы. Мир глазами эколога. Природа в опасности.

Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»,

Классифицировать объекты живой и неживой природы.

Осознавать и раскрывать ценность природы для людей.

Различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека.

Определять место человека в окружающем мире.

Обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком и изображать их с помощью моделей.

Осознавать необходимость ответственного отношения к природе.

Соблюдать правила дорожного движения.

Приводить примеры последствий нарушения ПДД.

«Эта удивительная природа» (20 ч)

Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздуха. Вода – одно из самых главных богатств на Земле. Свойства воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Меры по охране чистоты воды и её экономному использованию. Что такое почва? Её главное свойство. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Группы растений. Ботаника – наука о растениях. Дыхание и питание растений, связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. Опыление. Приспособленность растений к разным способам распространения семян. Развитие растений из семян. Отрицательное воздействие человека на мир растений. Охрана растений. Правила поведения в природе. Многообразие животного мира, классификация животных. Зоология – наука о животных. Классификация животных по способу питания. Цепи питания. Приспособление животных к добыванию пищи, к защите от врагов. Размножение и развитие животных разных групп. Отрицательное воздействие человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесенные в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира. Строение грибов, их разнообразие, значение в природе и жизни людей. Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов.  Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Их использование и значение. Воздух, его значение и  охрана. Вода, ее свойства и значение. Превращение и круговорот воды. Берегите воду! Охрана воды. Что такое почва. Ее свойства и значение. Разнообразие растительного мира. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Красная книга. Разнообразие животных. Кто что ест. Размножение и развитие животных. Охрана животного мира. В царстве грибов. Великий круговорот жизни.

Различать тела, вещества, частицы; описывать изученные вещества.

Проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование.

Исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы; моделировать круговорот воды в природе.

Классифицировать растения и животных.

Обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, моделировать их и использовать для объяснения необходимости бережного отношения к природе.

Пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов.

Использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки сообщений.

«Мы и наше здоровье» (10 ч)

Организм человека. Органы. Их функции в организме. Системы органов. Науки о человеке: анатомия человека, физиология человека, гигиена.

Органы восприятия: глаза – орган зрения, уши – орган слуха, нос – орган обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган осязания. Мозг, его функции.

Кожа, ее функции. Гигиена кожи. Первая помощь при небольших повреждениях кожи (порез, ожог, ушиб, обморожение). Скелет и мышцы человека. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для укрепления мышц. Наше питание: продукты питания растительного и животного происхождения, органы пищеварения, использование организмом питательных веществ. Гигиена питания. Дыхание человека. Движение крови в теле человека. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности.  Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Табак и алкоголь – враги здоровья. ПДД. Наши верные друзья.

Организм человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Дыхание и кровообращение. Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. ПДД. Технические средства регулирования дорожным движением, дорожные знаки, пешеходные переходы и их виды, светофоры и их виды, работа сотрудников ГИБДД.

 

Устанавливать связь между строением и работой различных органов  и систем органов человека.

Использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

Вырабатывать правильную осанку.

Выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней.

Понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила.

Объяснять значение некоторых технических средств регулирования дорожным движением.

ПДД (4ч)  «Наша безопасность» (4 ч)

Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. ПДД. Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу и т.д. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.

Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. ПДД. Правила поведения на дороге, в транспорте. ПДД. Дорожные знаки. Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.

Характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа, моделировать их в виде ролевой игры.

Изучать по материалам учебника правила поведения на улице и в транспорте, готовит сообщения,

Соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах.

Понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны.

Анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они помогают пешехода,

Моделировать в виде схемы безопасный путь в школу.

Анализировать по схеме цепь загрязнения, приводить примеры цепей загрязнения.

Моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм.

Обсуждать проблему экологической безопасности и меры по охране окружающей среды.

Объяснять  правила перехода дороги, езде на велосипеде, проезда в транспорте.

Объяснять значение некоторых дорожных зна­ков.

«Чему учит экономика» (12 ч)

Для чего нужна экономика. Потребности человека. Товары и услуги. Труд – главная потребность человека.  Полезные ископаемые, их разнообразие, значение для человека. Необходимость бережного использования полезных ископаемых при добыче, перевозке, переработке. Растениеводство и животноводство – составные части сельского хозяйства. Промышленность. Основные отрасли промышленности. Деньги. Виды обмена: бартер, купля-продажа. Цена товара. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы. Прибыль. Экономика и экология. Промышленность и загрязнение окружающей среды. Экологические прогнозы.

Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Что такое деньги Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология.

Раскрывать роль экономики в нашей жизни.

Осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам.

Различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними.

Понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран.

Объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны.

Понимать, как ведётся хозяйство семьи.

Обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы.

«Путешествие по городам и странам» (13 ч)

Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца (Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности. ПДД. Движение по улицам. Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги и т.д. Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Франция, Великобритания, их  местоположение на карте, столицы, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.

Золотое кольцо России.  ПДД. Движение пешеходов по тротуарам улицы и обочине дороги. Правостороннее движение. Перекрёстки и их виды. Наши ближние соседи. На севере Европы. Что такое БЕНИЛЮКС? В центре  Европы: Германия, Австрия, Швейцария. Путешествие по Франции и Великобритании. На юге Европы: Греция, Италия.

Находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей  этих городов.

Осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры.

Находить на карте страны – соседи России и их столицы.

Рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника).

Приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные добрососедские отношения между странами и народами.

Использовать справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.

Объяснять правила движения пешеходов по улицам.

 

 

 

 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

·        формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

·        формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

·        формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

·        овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

·        принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

·        развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

·        формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

·        развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

·        развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер­стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

·        ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в школе, дома, на улице, в транспорте,  в общественных местах;

 

Метапредметные:

 

·        овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

·        освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

·        формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

·        формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·        освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

·        использование знаково-символических средств пред­ставления информации для создания моделей изучаемых объ­ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

·        активное использование речевых средств и средств ин­формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

·        использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком­муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

·        овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

·        готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·        определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

·        овладение начальными сведениями о сущности и осо­бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа­ющий мир»;

·        овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

·        умение работать в материальной и информационной сре­де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

·         

 

Предметные:

 

·        понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

·        сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

·        осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

·        освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

·        развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

·        понимание безопасности дорожного движения для пешеходов и пассажиров транспортных средств.

 

 

Материально-техническое обеспечение

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Школа России».

1. Основные пособия учителя:

ü      Плешаков  А.А., Окружающий мир: 3 кл.   Учебник в 2 ч.  — М.: Просвещение, 2013 + электронное сопровождение к учебнику.

ü      Плешаков А, А.  Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику Плешакова А, А «Окружающий мир» для 3 кл.  в 2 ч.  – М.: Просвещение 2013.

ü      Поурочные разработки по окружающему миру. 3 класс Васильева Н.Ю. – М.: ВАКО, 2013.

ü     Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир.3 класс/Сост. И. Ф. Яценко. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО,2013

ü      Электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова. 3 класс.

            Дополнительная  учебная литература:

ü      Компакт-диск «использование Microsoft Office в школе» Учебно-методическое пособие для учителей. Республиканский мультимедиа центр  Министерства образования России

ü      Компакт-диск «Государственная Третьяковская галерея». Республиканский мультимедиа центр  Министерства образования России по заказу ФГУК «ВМО» «Государственная Третьяковская галерея»

ü      «Детская энциклопедия  Кирилла и Мефодия» - электронное издание на  DVD диске

ü      Демонстрационный материал по природоведению:

Таблицы и карты к уроку «Окружающий мир»

2. Основные пособия ученика:

ü      Плешаков А, А.  Окружающий мир: 3 кл. Учебник в 2 ч. – М.: Просвещение, 2013.

ü      Плешаков А. А. Окружающий мир: рабочая тетрадь к учебнику А. А. Плешакова «Окружающий мир» для 3 класса в 2 ч.  – М.: Просвещение, 2013.

ü      Плешаков  А.А. От земли до неба: Атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений/    А.А, Плешаков-13-е изд.- М. :Просвещение,2012.

ü      А.А. Плешаков. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов. -  М. : Просвещение, 2012.

ü     Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир.3 класс/Сост. И. Ф. Яценко. – 3-е изд., перераб. – М.: ВАКО,2013

 

Литература

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – (Стандарты второго поколения)

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – 4-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2012. – (Стандарты второго поколения).

Программа курса «Окружающий мир» 1-4 классы А, А. Плешаков.

 

Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран. Персональный компьютер с принтером.

Мультимедийный проектор.