Филиал МБОУ Сосновской СОШ №2 в с.Вирятино

добро пожаловать на наш сайт

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Рабочая программа по литературному чтению (3 класс)

E-mail Печать PDF

Пояснительная записка

Программа составлена на основании примерной программы начального общего образования (авторы - Л.Ф.Климанова,  В. Г. Горецкий, М. В. Голованова), составленной в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта, утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004.

                  Известно, что комплексное воздействие на все стороны личности человека может оказывать художественная литература. Она формирует эстетические и нравственные чувства, мировоззрение, даёт гигантский объём разнообразной информации. Но для того, чтобы это воздействие осуществлялось, надо сформировать «квалифицированного», подготовленного читателя

            Программа адресована обучающимся третьих классов общеобразовательных школ.

                  Рабочая программа  составлена с учётом об­щих целей изучения курса, определённых Государствен­ным стандартом содержания начального образования II по­коления и отражённых в его примерной (базисной) про­грамме курса литературное чтение автора Л.Ф.Климановой,  В. Г. Горецкого,.

   Для знакомства с произведениями писателей родного края   программа «Тамбовские писатели детям» осуществляется   в качестве  учебного модуля в рамках учебного предмета «Литературное чтение».

                Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.

Главная цель предмета – формирование и развитие культуры читательского восприятия и понимания литературного произведения как явления искусства,  подведение к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова, развитие коммуникативных компетенций учащихся средствами художественной литературы.

Задачи:

Развивающие:

- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

- развитие навыков чтения вслух и «про себя»; устной и письменной речи; воображения, творческих способностей ребенка;

Обучающие:

- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

- освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для «проникновения» в художественный текст; устной и письменной речи;

- обогащение представлений ребенка об окружающем мире;

Воспитательные:

- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;

- формирование эстетического чувства, художественного вкуса; развитие эстетического отношения к жизни; нравственного сознания и чувства, способности оценивать свои мысли, пе­реживания, знания и поступки, коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

Специфика программы

В программе Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др.  в 3-ем классе повышенное внимание уделяется выявлению авторской позиции в художественном произведении, у детей появляются первые представления об авторской индивидуальности, формируется начальное представление о литературном жанре; обогащаются знания школьников о психологическом состоянии человека и способах его выражения в художественном произведении. Учащиеся учатся видеть близость нравственно - эстетических проблем, волнующих разные народы мира.

Первым этапом этого процесса является курс литературного чтения в начальных классах. Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально-чувственной сферы, их личным жизненным опытом, необходимостью создать условия для формирования у них навыка чтения и умения «погружаться» в мир художественного произведения.

Программа обращает внимание на технологию выразительного чтения: умение выдерживать паузу, изменять темп чтения, силу и высоту голоса, интонацию.

В программе особое внимание уделяется формированию навыка «молчаливого» чтения, чтения «про себя». Известно, что к шести - семи годам у ребёнка формируется внутренняя речь. «Молчаливое» чтение также способствует её развитию.

В программу включены художественные произведения разных жанров русских и зарубежных авторов. Они объединены в блоки, «скрепленные» сквозными темами и определенными нравственно - эстетическими проблемами.

В качестве учебного модуля включена программа «Тамбовские писатели детям» для знакомства с писателями родного края.

     Сложные интеллектуальные и эмоциональные процессы, сопровождающие изучение художественной литературы, способствует формированию у учеников разнообразных знаний и умений. Это во многом определяет связь курса литературного чтения с другими учебными дисциплинами.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

Содержания учебного материала по литературному чтению ориентирован на формирование базовых национальных ценностей.

Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.

Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувство­вать себя маленькими гражданами великой страны.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

·       Формирование чувства гордости за свою Родину, её исто­рию, российский народ, становление гуманистических и де­мократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

·       Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

·       Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетиче­ских потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слу­шания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

·       Развитие этических чувств, доброжелательности и эмо­ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере­живания чувствам других людей;

·       Формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов, выработка умения тер­пимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

·       Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

·       принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и Формирование лич­ностного смысла учения;

·       Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

·       Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверст­никами в разных социальных ситуациях, умения избегать кон­фликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения срав­нивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

·       Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формиро­вание установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные

·       Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

·       Освоение способами решения проблем творческого и по­искового характера;

·       Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

·       Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

·       Использование знаково-символических средств представ­ления информации о книгах;

·       Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

·       Использование различных способов поиска учебной ин­формации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интер­претации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

·       Овладение навыками смыслового чтения текстов в соот­ветствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и со­ставления текстов в устной и письменной формах;

·       Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым призна­кам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

·       Готовность слушать собеседника и вести диалог, при­знавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

·       Умение договариваться о распределении ролей в совмест­ной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совмест­ной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмыс­ливать собственное поведение и поведение окружающих;

·       Готовность конструктивно разрешать конфликты посред­ством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные

·       Понимание литературы как явления национальной и ми­ровой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

·       Осознание значимости чтения для личного развития; фор­мирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, по­нятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потреб­ности в систематическом чтении;

·       Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого разви­тия, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературо­ведческих понятий;

·       Использование разных видов чтения (изучающее (смысло­вое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, уча­ствовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

·       Умение самостоятельно выбирать интересующую литера­туру, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самосто­ятельно краткую аннотацию;

·       Умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и опре­делять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

·       Умение работать с разными видами текстов, находить ха­рактерные особенности научно-познавательных, учебных и ху­дожественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — созда­ние текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

·       Развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного про­изведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

 

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАН

Федеральный базисный учебный  план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 438 часов для обязательного изучения литературного чтения на ступени начального образования, из них в 3 классе 105 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю

 

Основное содержание предмета

Виды речевой и читательской деятельности

Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собесед­ника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение после­довательности событий, осознание цели речевого высказыва­ния, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленно­му, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей раз­ных по виду и типу текстов, передача их с помощью интониро­вания. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подго­товиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чте­нии про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выбо­рочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста.

Общее представление о разных видах текста: художествен­ном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определе­ние целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её на­званию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли про­изведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с раз­ными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.

 

 

Библиографическая культура.

Книга как особый вид искусства. Книга как источник не­обходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, ти­тульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опо­рой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные изда­ния (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятель­ное пользование соответствующими возрасту словарями и дру­гой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения.

Определение особенностей художественного текста: свое­образие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочи­танного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осо­знание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием вы­разительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с ис­пользованием специфической для данного произведения лекси­ки (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием худо­жественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выражен­ные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказы­ваний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фраг­менту: характеристика героя произведения (выбор слов, выраже­ний в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сю­жета, последовательности событий.

Работа с научно-популярным, учебными и другими текстами.

Понимание заглавия произведения, адекватное соотноше­ние с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знаком­ство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгорит­ма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогиче­ского общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно вы­слушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме вы­сказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное зна­чение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание не­большого объёма с опорой на авторский текст, по предложен­ной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грам­матически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в вы­сказывании. Передача содержания прочитанного или прослу­шанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседнев­ной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказыва­ния. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произ­ведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи).

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголо­вку (отражение темы, места действия, характеров героев), ис­пользование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (пове­ствование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения.

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных наро­дов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонто­ва, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечествен­ной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многона­ционального характера России) и зарубежной литературы, до­ступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения млад­ших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, при­ключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших мень­ших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика.

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помо­щью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: ху­дожественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пей­заж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).

Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произве­дения (ритм, рифма).

Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).

Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смыс­ла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Лите­ратурная (авторская) сказка.

Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жан­ре, наблюдение за особенностями построения и выразительны­ми средствами.

Творческая деятельность обучающихся.

(на основе литературных произведений)

Интерпретация текста литературного произведения в творче­ской деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с раз­личными способами работы с деформированным текстом и ис­пользование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочине­ния, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин худож­ников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить ли­тературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Виды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

Ø    Словесные, наглядные, практические.

Ø    Индуктивные, дедуктивные.

Ø    Репродуктивные, проблемно-поисковые.

Ø    Самостоятельные, несамостоятельные.

Виды стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

Ø    Стимулирование и мотивация интереса к учению.

Ø    Стимулирование долга и ответственности в учении.

 

формы организации учебного процесса

Программа предусматривает проведение традиционных уроков в сочетании с нетрадиционными формами проведения занятий.

Используется групповая, индивидуальная работа, работа в парах.

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе;

Контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приемы.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); уме­ния выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаи­ческое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется пра­вильности передачи основного содержания текс­та, последовательности и полноте развития сюже­та, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контроли­рует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жан­ров и особенностей, знание имен детских пи­сателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение на­изусть или с листа. Осуществляется на матери­але изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (отве­ты на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, ил­люстрациями и оглавлением.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может прохо­дить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть прове­дена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержа­нию незнакомые тексты. При выборе текста осу­ществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам отно­сят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает по­сле чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группа­ми. Для проверки учитель заготавливает инди­видуальные карточки, которые получает каж­дый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

 

 

             

 

 Основные содержательные линии курса

 

·        Самое великое чудо на свете;

·        Устное народное творчество;

·        Великие русские писатели;

·        Литературные сказки;

·        Были – небылицы;

·        Люби живое;

·        Собирай по ягодке – наберёшь кузовок;

·        По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»;

·        Поэтические тетради;

·        Зарубежная литература.

 

Структура программы

Самое великое чудо на свете (3 ч)

«Рукописные книги Древней Руси», «Первопечатник Иван Фёдоров», «Урок-путешествие в прошлое»

Устное народное творчество (9 ч)
      Русские народные песни.  Докучные сказки.  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».
       Поэтическая тетрадь 1 (8 ч)

Как научиться читать стихи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И. Никитин «Полно степь моя, спать беспробудно…», «Утро». И. Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство», «Зима». Тамбовские писатели детям. Жизнь и творчество С.С. Милосердова.

 Великие русские писатели (17 ч)
      А.С. Пушкин. Стихи, «Сказка о царе Салтане…». И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»,»Ворона и Лисица». М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
      Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

Н.А. Некрасов «Славная осень…», «Не ветер бушует над бором…», «Дед Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». Тамбовские писатели детям. С.С. Милосердов. Стихи «Родники», «Июль».

Литературные сказки (7 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам», «Сказка про храброго зайца…». В. Гаршин «Лягушка – путешественница».  В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были – небылицы (9 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон».

Тамбовские писатели детям.

        Поэтическая тетрадь 1 (5 ч)

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...», «Воробей», «Слон». А. Блок  «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха». 

        Люби живое (12 ч)

М. Пришвин «Моя Родина». И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В. Астафьев «Капалуха», В. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А. Барто «Разлука», «В театре». С. Михалков «Если». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Тамбовские писатели детям. Жизнь и творчество П.Ф. Шаповалова.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (10 ч)

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А. Платонов  «Цветок на земле», «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» (5 ч)

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

Зарубежная литература (10 ч)

Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Тамбовские писатели детям.

 

Объёмы и сроки изучения.

 На изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю, всего – 105 часов.

I четверть –  26 ч.

IIчетверть –  21ч.

IIIчетверть –  29ч.

IVчетверть –  29 ч.

 

Требования к результатам

Навык и культура чтения

Обучение осознанному, плавному чтению целыми словами, без искажений состава слов с соблюдением орфоэпических норм; правильному интонированию, изменению силы голоса, соблюдению пауз в зависимости от смысла читаемого; передаче эмоционального тона персонажа, выбору нужного темпа чтения, развитие поэтического слуха, умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы)

Учащиеся должны уметь:

- осознанно, плавно, правильно читать целыми словами;

- соблюдать нужную интонацию, темп и громкость речи.
      Работа с текстом и книгой
      Формирование умений определять смысловую связь заглавия с содержанием произведения, выделять в тексте ключевые слова, раскрывать их значение.
      Формирование умения пользоваться школьным толковым словарем для объяснения непонятных слов.
      Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию.
      Формирование умений называть персонажей и место действия так, как они обозначены в произведении, определять причины действий персонажей.
      Формирование умения характеризовать персонажей с использованием слов, выбранных из предложенного в учебнике списка.
      Развитие умения находить в тексте слова и предложения, характеризующие наружность героя, его речь, поступки, место действия.
      Развитие внимания к собственным чувствам, возникающим при чтении произведения, умение выразить их в речи.
      Формирование умений делить текст на части, озаглавливать их, отвечать на вопросы по тексту с опорой на фрагменты произведения и личный жизненный опыт.
      Формирование умений определять главную мысль произведения.
      Обучение подробному пересказу небольших произведений и отдельных эпизодов, выборочному пересказу (рассказ об отдельном герое, отдельном событии), составлению рассказа от лица героя по предложенному плану с помощью учителя.
      Развитие умения определять и объяснять свое отношение к произведению и герою, опираясь на личный читательский и жизненный опыт, сравнивать собственное отношение к персонажам различных произведений.
      Формирование умений определять отношение автора к герою, находить в тексте способы выражения авторской позиции. Развитие умения сравнивать отношение автора к разным героям одного произведения, сопоставлять на материале конкретного произведения мысли и чувства разных писателей, вызванные сходными явлениями природы, человеческими поступками.
      Формирование представления о содержании основных нравственных понятий, развитие умения давать нравственную оценку человеческим поступкам, выявлять общие нравственные принципы, отражаемые в сказках разных народов.
      Формирование умений представлять структуру книги (на примере учебника, опираясь на титульный лист, предисловие); ориентироваться в книге, пользуясь оглавлением; пользоваться толковым словарем, помещенным в учебнике; соотносить иллюстрацию с содержанием текста произведения.
      Учащиеся должны уметь:
-     объяснять смысл заглавия произведения, связь его с содержанием;
-     прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам;
-     делить текст на части и озаглавливать их с помощью учителя;
-     определять с помощью учителя основную мысль текста;
-     выделять нужный эпизод из текста при ответе на вопрос;
-     выявлять авторское отношение к персонажам с помощью учителя;
-     характеризовать героя, выбирая слова из предложенного в учебнике списка, объяснять сделанный выбор;
-     объяснять причины поступков героя;
-     пересказывать небольшое произведение или его фрагмент;
-     выражать на доступном уровне в речи свое отношение к герою произведения и к произведению в целом.
      Развитие воображения, речевой творческой деятельности
      Формирование умений делать творческий пересказ произведения или его фрагмента, создавать устный рассказ от лица одного из героев, переносить его в новые ситуации, продолжать созданный писателем сюжет.
      Обучение подбору рифм, недостающих слов в поэтическом тексте.
      Формирование умения сочинять сказки, загадки, рассказы по заданным темам и рисункам.
      Формирование умения писать сочинения миниатюры из 3-4 предложений по литературным и жизненным впечатлениям.
      Развитие умения заучивать стихотворения и фрагменты прозаического текста, выразительно читать их перед одноклассниками.
      Формирование умений создавать рассказ по репродукциям картин известных художников по предложенному плану под руководством учителя; рассказывать о возможных иллюстрациях к произведению.
      Учащиеся должны уметь:
-    пересказывать тексты от имени одного из героев произведения по данному плану с помощью учителя;
-    развивать сюжет произведения;
-    писать сочинения миниатюры (в объеме 3-4 предложений) по литературным или жизненным впечатлениям;
-    составлять устные рассказы по рисункам;
-    читать по ролям (драматизация художественного произведения);
-    выразительно читать стихотворение и фрагменты прозаического текста перед группой.
Литературоведческая пропедевтика
      Нахождение в тексте художественного произведения ( с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор, сюжет, тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.

Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания; повествования, описания, рассуждения.

Сравнение прозаической и стихотворной речи, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).

Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
      Учащиеся должны уметь:

-     находить сравнения в тексте произведения;
-     выделять в стихотворении рифму.

Литературное краеведение

- знать писателей родного края и их произведения;

- уметь воссоздавать художественные образы литературного произведения; работать с различными типами текстов;

- применять для обогащения чувственного опыта ребёнка, его реальных представлений об окружающем мире и природе;

- уметь полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное.

 

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика
деятельности учащихся

Самое великое чудо на свете

«Рукописные книги Древней Руси», «Первопечатник Иван Фёдоров», «Урок-путешествие в прошлое»

Устное народное творчество
      Русские народные песни.  Докучные сказки.  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».
       Поэтическая тетрадь 1

Как научиться читать стихи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И. Никитин «Полно степь моя, спать беспробудно…», «Утро». И. Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство», «Зима».

 Великие русские писатели
      А.С. Пушкин. Стихи, «Сказка о царе Салтане…». И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»,»Ворона и Лисица». М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?».
      Поэтическая тетрадь 2

Н.А. Некрасов «Славная осень…», «Не ветер бушует над бором…», «Дед Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»

Литературные сказки

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам», «Сказка про храброго зайца…». В. Гаршин «Лягушка – путешественница».  В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были – небылицы

М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон».

Тамбовские писатели детям.

        Поэтическая тетрадь 1

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...», «Воробей», «Слон». А. Блок  «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха». Тамбовские писатели детям.

        Люби живое

М. Пришвин «Моя Родина». И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В. Астафьев «Капалуха», В. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А. Барто «Разлука», «В театре». С. Михалков «Если». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Тамбовские писатели детям.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А. Платонов  «Цветок на земле», «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В. Драгунский «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи».

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок». Тамбовские писатели детям.

Самое великое чудо на свете (3 ч)

 

 «Рукописные книги Древней Руси», «Первопечатник Иван Фёдоров», «Урок-путешествие в прошлое»

Устное народное творчество (9 ч)
      Русские народные песни.  Докучные сказки.  «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка». Тамбовские писатели детям. Жизнь и творчество С.С. Милосердова.
       Поэтическая тетрадь 1 (8 ч)

Как научиться читать стихи. Ф. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». И. Никитин «Полно степь моя, спать беспробудно…», «Утро». И. Никитин «Встреча зимы». И. Суриков «Детство», «Зима».  Тамбовские писатели детям. С.С. Милосердов. Стихи «Родники», «Июль».

 Великие русские писатели (17 ч)
      А.С. Пушкин. Стихи, «Сказка о царе Салтане…». И.А. Крылов «Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна»,»Ворона и Лисица». М.Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «На севере диком…», «Утёс», «Осень». Детство Л.Н. Толстого (из воспоминаний писателя). Л.Н. Толстой «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Тамбовские писатели детям. Жизнь и творчество П.Ф. Шаповалова.
      Поэтическая тетрадь 2 (5 ч)

Н.А. Некрасов «Славная осень…», «Не ветер бушует над бором…», «Дед Мазай и зайцы». К.Д. Бальмонт «Золотое слово». И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…». Тамбовские писатели детям. П.Ф. Шаповалов «Уточка», «Обманчивые ягоды».

Литературные сказки (7 ч)

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам», «Сказка про храброго зайца…». В. Гаршин «Лягушка – путешественница».  В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович».

Были – небылицы (9 ч)

М. Горький «Случай с Евсейкой». К. Паустовский «Растрёпанный воробей». А. Куприн «Слон».

 Поэтическая тетрадь 1 (4 ч)

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?...», «Воробей», «Слон». А. Блок  «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона». С. Есенин «Черёмуха». Тамбовские писатели детям. Жизнь и творчество И.В. Шамова.

        Люби живое (12 ч)

М. Пришвин «Моя Родина». И. Соколов-Микитов «Листопадничек». В.И. Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». В. Бианки «Мышонок Пик». Б.С. Житков «Про обезьянку». В. Астафьев «Капалуха», В. Драгунский «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (6 ч)

С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной». А. Барто «Разлука», «В театре». С. Михалков «Если». Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

Тамбовские писатели детям. И.В. Шамов «Моя Россия», «Русский лес».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (10 ч)

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». А. Платонов  «Цветок на земле», «Ещё мама». М. Зощенко «Золотые слова», «Великие путешественники». Н. Носов «Федина задача», «Телефон». В. Драгунский «Друг детства». М.А. Белахова «Драгоценный груз», «Пожар в самолёте».

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки» (5 ч)

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели». Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды». Р. Сеф «Весёлые стихи». Тамбовские писатели детям. Обзор творчества писателей Тамбовской области.

Зарубежная литература (10 ч)

Мифы Древней Греции. Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

Прогнозировать содержание раздела. Планировать работу по теме, используя условные обозначения. Читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивать темп чтения при повторном чтении текста, выборочно читать текст про себя, отвечать на вопросы. Находить необходимую информацию в книге. Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Находить книгу в школьной библиотеке, пользуясь тематическим каталогом. Читать возможные аннотации на книги. Составлять аннотацию на книгу (с помощью учителя). Придумывать рассказы о книге, используя различные источники информации. Участвовать в работе пары и группы, читать текст друг другу. Договариваться друг с другом; принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 Планировать работу на уроке. Различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры. Воспроизводить наизусть текст русских народных песен. Отличать докучные сказки от других сказок, называть их особенности. Принимать участие в коллективном сочинении сказок, с опорой на особенности их построения. Называть жанры прикладного искусства. Читать текст целыми словами, без ошибок и повторов. Осмысливать содержание прочитанного текста (с помощью вопросов, пересказа, самостоятельно). Использовать чтение про себя для составления выборочного и краткого пересказов. Ускорить или замедлить темп чтения, соотнося его с содержанием. Определять особенности текста волшебных сказок, называть волшебные предметы, описывая волшебные события. Сравнивать содержимое сказок и иллюстрации к ним. Делить текст на части. Пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; находить героев, которые противопоставлены в сказке. Называть основные черты характера героев. Характеризовать героев произведения. Сравнивать героев произведения, героев разных сказок. Инсценировать сказку: распределять роли, выбирать диалоги. Придумывать свои сказочные истории. Сравнивать произведения словесного, музыкального, изобразительного искусства. Участвовать в работе группы, читать фрагменты текста в паре. Договариваться друг с другом; выражать свою позицию. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения.

 Читать выразительно стихи, передавая настроение автора. Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Определить различные средства выразительности. Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Сочинять свои стихотворения, используя различные средства выразительности. Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, самостоятельно оценивать свои достижения. Планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности. Читать текст вслух и про себя, увеличивая темп чтения. Понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение. Различать лирическое и прозаическое произведения. Называть отличительные особенности стихотворного текста. Объяснять значение некоторых слов с опорой на текст, или пользуясь словарем в учебнике либо толковым словарем. Находить средства художественной выразительности в лирических текстах (эпитеты, сравнения). Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях. Знать особенности литературной сказки. Определять нравственный смысл литературной сказки. Сравнивать произведение живописи и произведение литературы. Давать характеристику героев литературной сказки. Определять самостоятельно тему и главную мысль рассказа. Сравнивать рассказ-описание и рассказ-рассуждение. Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Представлять героев басни. Характеризовать героев басни на основе их поступков. Инсценировать басню. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл.

 

Планируемые результаты

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

положительное отношение и интерес к урокам литера­турного чтения.

Учащиеся приобретают опыт:

  внимательного отношения к собственным переживани­ям, вызванным восприятием природы, произведения ис­кусства, собственных поступков, действий других людей;

        оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

У учащихся могут быть сформированы:

·        представление о добре и зле, общих нравственных кате­гориях;

    умение соотносить жизненные наблюдения с читатель­скими впечатлениями;

    ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;

    умения оценивать свое отношение к учебе;

    внимание к переживаниям других людей, чувство сопе­реживания;

    эстетическое чувство на основе знакомства с разными ви­дами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, яв­лениям природы).

ПРЕДМЕТНЫЕ

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

    воспринимать на слух художественное произведение, оп­ределять произведенное им впечатление;

    читать вслух осмысленно, передавая нужную интонацию;

    пересказывать произведение кратко, выборочно, исполь­зуя соответствующую лексику;

    объяснять смысл названия произведения, связь его с со­держанием

    объяснять действия персонажей;

    делить произведения на части, озаглавливать их (под ру­ководством учителя);

    сравнивать героев разных произведений;

    ставить вопросы к тексту.

Учащиеся получат возможность научиться:

  в процессе размышления над произведением привлекать опыт собственных переживаний, жизненных впечатлений.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

    создавать рассказ по циклу картинок;

    рассказывать прочитанную сказку от лица персонажа по данному плану с помощью учителя;

    выразительно читать стихотворение и фрагменты проза­ического текста перед группой.

Учащиеся получат возможность научиться:

    читать по ролям художественное произведение;

    сочинять рассказы, загадки, сказки, продолжения про­читанных произведений;

    ридумывать иллюстрации к прочитанным произведе­ниям;

    создавать рассказ на заданную тему по личным впечат­лениям;

    участвовать в инсценировании литературных произведе­ний.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

    выделять рифмы в тексте стихотворения;

У чащиеся получат возможность научиться:

     объяснять переносное значение отдельных слов, фразео­логизмов;

    находить сравнения в тексте произведения; определять особенности жанра отдельных произведений фольклора;

    определять отношение автора к персонажам, опреде­лять, как оно выражено;

    выделять слова действующих лиц, автора, описание вне­шности, поступков героев, описание пейзажа; определять ритм стихотворения путем прохлопывания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

 

 

Регулятивные

Учащиеся приобретают опыт:

    выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

    самостоятельной оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;

    планирования своих действий в соответствии с постав­ленной целью (например, участие в проектной деятель­ности).

Познавательные

Учащиеся научатся:

    прогнозировать содержание произведения по его назва­нию, ключевым словам;

    самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре, помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

Учащиеся получат возможность научиться:

    сравнивать произведения и героев;

    устанавливать причинно-следственные связи между по­ступками героев;

    находить объяснение незнакомых слов в словаре;

    находить нужные книги в библиотеке.

    Коммуникативные

Учащиеся научатся:

    работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение партнёра;

    задавать вопросы по тексту произведения;

    сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности (под руководством взрослого). Учащиеся получат возможность научиться:

    обсуждать героев литературных произведений: высказы­вать свое отношение, оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;

    аргументировать собственную позицию;

получать нужную информацию, задавая вопросы стар­шим; сопоставлять полученные ответы.

 

 

 

 

 

Материально-техническое обеспечение программы

 

1.Учебное оборудование:

технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

2. Учебники:

1.Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 1. М., «Просвещение», 2012 год.

2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г.  Учебник «Литературное чтение» в двух частях, часть 2. М., «Просвещение», 2012 год.

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. Методическое пособие к учебнику «Русский язык». М., «Просвещение», 2011 год.

2. Нормативно-правовой документ. Контроль и оценка результатов обучения. М., «Просвещение», 2011 год.

3. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)

1.Т.Л.Мишакина, Н.В.Бухтеярова. Комплексный тренажер по литературному чтению и русскому языку для 3 класса. М., «Ювента», 2011 го